Музейный урок толерантности


Страница входа Новости музея Музейный урок толерантности

Музейный урок толерантности

В Украине сегодня самыми обговариваемыми темами в организации системы образования является проблема существования общеобразовательных школ в условиях экономического и демографического кризиса. И неважно –  украинская ли, русская ли, или сельская школы – проблемы у всех тесно связаны с повышением статусности педагогов, ученической комплектацией, желанием сохранить структуру школы. На фоне этих, пока не разрешимых проблем, теряется главное – теряется содержательная сторона ученической жизни. Речь даже не о продуктивности воспитательной деятельности взрослых, скорее, о пребывании, существовании, выживании (как хотите) ребенка в школе.


Особенно актуален этот вопрос в школах, где ученический состав имеет многонациональный характер. Например, можно услышать от родителей: «Ни за что не отдам своего сына в эту школу. Там учатся одни греки!» А ведь школа обычная – украинская. Интересно, а как же в этой школе живется детям греческой национальности и не греческой? Снова напрашивается мысль о выживании.


Как-то в еврейский музей «Музей Михаила Мармера» на занятие пришли одиннадцатиклассники из общеобразовательной школы № 22. В Кривом Роге эта школа особенная. Во-первых, она русскоязычная и носит имя Александра Сергеевича Пушкина, во-вторых, – это школа национальных меньшинств. Поэтому в ней учатся ученики разных национальностей: украинцы, русские, ассирийцы, греки, евреи, азербайджанцы, армяне, цыгане и т.д.. Следовало бы предполагать, что данная школа просто промышленный полигон для возможности формирования межнациональной толерантности у воспитанников. Тем не менее, в группе посетивших музей учеников обращал на себя внимание высокий черноволосый парень, по всей видимости азербайджанец. Нет, поведение у него было очень корректным и достойным. Однако, при внимательном взгляде на него можно было увидеть, какое он испытывает напряжение уже только от того, что находится в месте, связанном с евреями. Было ощущение, что он боится «нахвататься» чего-то еврейского.  А ведь молодой человек уже достаточно взрослый и вполне осознающий себя в окружающем мире. Со стороны смотреть на это было не приятно.Понятно, что юдофобские настроения юноши в один миг изменить невозможно, поэтому, не акцентируя внимание на нашем герое, организаторы мероприятия пригласили всех ребят на следующее музейное занятие по толерантности. Занятие состоялось через неделю, но тот юноша на него не пришел…


20 июня ученики 7 классов общеобразовательной школы № 22 побывали в музее «Музей Михаила Мармера» на уроке толерантности.

Урок начался с психологического воркшопа – ребятам необходимо было найти сходства и различия между собой по цвету глаз, предметов одежды, дате рождения и т. д., чтобы показать насколько все вокруг похожие и не похожие. Это было смешно и веселило всех. Затем дети проверили границы личной толерантности с помощью игры «Зеркало». Оказалось, что с толерантностью не все так гладко, как хотелось бы. И тогда начался разговор о том, что толерантности нужно учиться.

Поэтому мультимедийный урок «Ксенофобия и толерантность», созданный Центром «Ткума» оказался очень кстати. Школьники еще раз убедились в том, что мы все разные и в том, что все вместе должны создавать мир, где было бы комфортно каждому.

Эти ребята учатся еще только в 7 классе, поэтому о Холокосте ничего не знают. Теперь же они познакомились с историей еврейской трагедии. Более того, они поняли, что Катастрофа – это результат ксенофобской, антитолерантной политики государственной машины нацистской Германии.

Очень яркий пример. Ученики узнали, что нацисты разработали даже технологию различий евреев и не евреев по физиологическим признакам, которой пользовались в оккупированных странах Европы. Но было бы по меньшей мере странно, если бы каратели со справочниками в руках выискивали евреев в оккупированной Украине. Чаще всего в ход шло определение общего внешнего сходства с евреями по цвету волос и глаз. Так вот, когда ребята узнали об этом, стали с интересом рассматривать друг друга. Среди них еврейских детей не было. Однако, светлые глаза и волосы были только у одной из учительниц. Поэтому школьники сделали вывод, что в период Холокоста, скорее всего были бы уничтожены как евреи…

В завершение занятия школьники посмотрели экспозиционные материалы мобильной музейно-образовательной выставки «Холокост на Днеропетровщине». Почти для всех сведения о судьбе евреев Криворожья были открытием неизведанных и горьких страниц истории родного города. Показательно, но увиденное вызвало у детей сочувствие и сострадание к обреченным на мучения жертвам, желание как-то помочь им, защитить от невзгод…

Когда пришло время покидать музей, ребята сказали, что теперь будут приходить часто.

2011.06.20