Главная страница


Главное меню



Captcha plugin for Joomla from Outsource Online
 

Авторизация



Captcha plugin for Joomla from Outsource Online
 
Страница входа Главная страница

Главная страница

Криворожский музей еврейской культуры и истории Холокоста создан по инициативе и на основе личной коллекции мецената Михаила Мармера.

Кривоворжский регион в составе Херсонской, а затем Екатеринославской губернии входил в черту оседлости. Тем не менее, особенности его административно-территориального расположения, стремление властей Российской империи к эффективному освоению рудоносных земель давали возможность евреям пользоваться определенными привилегиями. Со временем это помогло евреям занять лидирующие позиции в экономике края. Поэтому на Криворожье евреи добились реального равенства с представителями других наций. Здесь была редкая не только для тех лет обстановка терпимости, толерантности, взаимоуважения и сотрудничества людей разных национальностей и вероисповеданий. Вместе с украинской развивалась и расцветала и еврейская культура, воздействуя и обогащая культуры других народов и воспринимая их влияние. Здесь шла напряженная и яркая религиозная жизнь, и не менее яркая и интересная жизнь светская.

С приходом к власти большевиков все это было утрачено.

За годы независимости Украины в Кривом Роге еврейская жизнь не только возродилась, но успешно развивается.

В городе построена синагога «Бейт Штерн Шульман», активно действуют Еврейская Община и Благотворительный фонд «Ор-Авнер», Еврейский фонд «Хесед Хана», Общинный центр «Бейт Грехем», общеобразовательная школа и детский сад, выпускается городская еврейская газета , а в телеэфир регулярно выходит передача «Шофар».

Прославляют Криворожский регион и евреи-меценаты, которые вносят огромный вклад в развитие еврейской жизни.

Концепция музея

«Музей Михаила Мармера»

История Криворожских евреев насчитывает около четырехсот лет. Первые евреи появились здесь еще в период основания Речи Посполитой. Но активное переселение евреев в Херсонскую губернию связано с именами Екатерины ІІ и Александра ІІ.

Историческая справка

Разделы Польши, произошедшие в последней трети XVIII века, привели к тому, что на территории России оказалось почти миллионное в основном бедствующее еврейское население Белоруссии, Литвы, Подолии, Волыни и большей части центральной Польши. Основными занятиями евреев, проживавших на этих территориях, была мелкая торговля, ремесло (преобладали портные, сапожники, скорняки, цирюльники, но были также столяры, плотники, токари, медники, кузнецы, пекари и т.д.), содержание постоялых дворов и почтовых станций, аренда у помещиков винокурен (производство водки), шинков (виноторговлей занималось не более 5% еврейского населения), трактиров, мельниц и пр. В России, в крестьянской стране, эти занятия евреев не считались производительным трудом. Жизнь на земле рассматривалась как единственно нормальная и полноценная, но она была недоступна евреям. Им было запрещено приобретать и арендовать землю.

Для изучения вопросов, связанных с положением евреев, и разработки политики России по отношению к ним в ноябре 1802 года Александр I учредил особый «Комитет по благоустройству евреев». Комитет выработал новое «Положение об устройстве евреев», которое было утверждено императором 9 декабря 1804 года.

«Положение» запрещало евреям содержать в сельской местности шинки, кабаки, аренды и постоялые дворы и предписывало до 1 января 1808 года покинуть деревни и села. Выселенные евреи по мнению правительства должны были превратиться в фабричных рабочих и земледельцев. Для реализации этого плана "Положение" предоставляло евреям право заводить фабрики и заводы, покупать незаселенные земли для занятия сельскохозяйственным трудом, а для не имеющих средств переселяться на казенные земли в пределах черты оседлости. Впервые официально законодательно была закреплена сословная группа евреев-земледельцев.

Правительственный план был далек от реальности. В черте оседлости существовали малочисленные мелкие фабрики по производству стекла, кожи, мыла, бумаги, сукна, ртути, калия и поташа, но там не нашлось свободных рабочих мест. Нищее еврейское население не имело капиталов, чтобы строить фабрики и заводы или покупать земли. Оказалось, что в западных губерниях почти не было казенных земель для расселения евреев. Практически единственное, что оставалось властям, чтобы побудить выселяемых из деревень евреев к переселению в обширную и малонаселенную Новороссию (Южная Украина), приобщить их к земледелию, освоить и заселить с их помощью новые земли. Екатерина II и затем Александр I прилагали огромные усилия для заселения недавно присоединенных земель. В Новороссию привлекались люди как из России , так и из-за рубежа.


Евреям, желающим стать земледельцами, был предоставлен статус колонистов (иностранные поселенцы, занимающиеся земледелием), с причитающимися льготами и привилегиями. Им были обещаны в потомственное владение (не в собственность) казённые земли, денежные ссуды на переезд и устройство хозяйства, освобождение от податей в течение нескольких лет. Аналогичные условия предоставлялись и другим колонистам: немцам, грекам, болгарам, сербам и др. Но в отличие от других колонистов евреи не имели необходимых знаний и опыта земледелия, что отрицательным образом сказывалось на деятельности нескольких поколений евреев-земледельцев.

Таким образом, трудности планируемой еврейской колонизации были очевидны, тем не менее не остановили правительство. Уж очень велико было желание властей одним махом решить три задачи: выселить евреев из деревень; "исправить" евреев, приучив их к земледелию; заселить пустынные земли Новороссии. Однако несмотря на искреннее желание программа переселения имела крайне ограниченный характер.

Первыми в Новороссию прибыли евреи из Могилевской губернии. Следом за ними – евреи Витебской, Черниговской и Подольской губерний - около семи тысяч человек. Прибыв на место после 3-4 месячной изнурительной дороги, переселенцы основали в Херсонской губернии в 1807-1809 гг. семь первых колоний: Бобровый Кут, Ефингар, Израилевка, Ингулец, Каменка, Нагартав и Сейдеменуха (в последствие Большая Сейдеменуха).

Проанализировав состояние еврейских колоний Херсонской губернии, в которых на 1 января 1835 года числилось 6 745 душ, правительство сделало следующий вывод. Несмотря на то, что превращение евреев в земледельцев было сопряжено с трудностями, опыт заслуживал дальнейшего продолжения. 13 апреля 1835 года император Николай I утвердил новое «Положение о Евреях». В этом «Положении» Николай I декларировал свое намерение привлечь большое число евреев к земледелию.

В середине 1840-х годов началось новое переселение евреев. В 1847 году в Херсонской губернии были основаны еще четыре колонии: Новожитомир, Новоподольск, Новоковно, Нововитебск. Последними, в 1857 году и 1859 году, в губернии была созданы колонии Громоклея и Вольная

В 1840-х годах правительство Николая I приступило к созданию еврейских колоний в Екатеринославской губернии. Еще в 1837 году предполагалось выделить земли в Александровском уезде Екатеринославской губернии для поселения будущих колонистов, включая большое число евреев. Однако все наиболее удобные места для поселения уже были заняты, и евреям приходилось селиться на открытых безводных местах и терпеть, из-за этого значительные лишения. Переселение евреев в Александровский уезд началось в конце 1844 - в начале 1845 годов. В 1845 году переселенцы из Гродненской, Ковенской, Могилевской и Витебской губерний основывали колонии Веселая, Красноселка и Межирич. В 1848 году – колонии Графская, Нечаевка, Новозлатополь, Приютная и Трудолюбовка, в 1850 году - Горькая, в 1853 году. - Затишье, Зеленополь и Сладководная, в 1855 году - Богодаровка и Надежная, в 1858 году - Равнополь и Хлебодаровка. К концу 1850-х годах в Александровском уезде было 17 еврейских колоний.

Еврейские колонии Херсонской губернии входили в состав четырех округов: I округ - Большой Нагартав, Малый Нагартав, Романовка, Новополтавка, Ефингар, Добрая; II округ - Бобровый Кут, Большая Сейдеменуха, Малая Сейдеменуха, Львово, Новоберислав; III округ - Ингулец, Израилевка, Сагайдак, Громоклея; IV округ - Новожитомир, Излучистая, Нововитебск, Новоподольск, Камянка и Новоковно. Колонии Екатеринославской губернии были разделены на четыре приказа: Графский, Затишенский, Новозлатопольский и Приютненский. К 1865 году было создано 39 колоний (22 в Херсонской и 17 в Екатеринославской губернии) с населением 31 179 человек, обрабатывающим 128 880 десятин земли.

Перед первой мировой войной в колониях проживало 42 тысячи человек. В результате упорного труда евреев-колонистов были созданы достаточно прочные крестьянские хозяйства, которые пережили тяжелые годы первой мировой, революции и гражданской войны.

Революция и гражданская война 1917-1921 годов превратили Херсонскую и Екатеринославскую губернии в арену непрекращающихся боевых действий, которые сопровождались взрывом антисемитизма и массовыми кровавыми и разрушительными погромами.

В то же время молодые сионисты-социалисты из организации Хе-Халуц создали первые сельскохозяйственные поселения-коммуны. Жизнь в коммунах они рассматривали как подготовку к освоению Палестины. Однако большая часть коммунаров так и не добралась в Палестину. В 1926 году позиция властей по отношению к Хе-Халуцу изменилась. Осенью 1927 года общим собраниям халуцианских коммун был запрещен прием новых членов. При помощи давления властям удалось заставить некоторых членов коммун выступить с обвинениями Хе-Халуца в антисоветской деятельности. Были проведены аресты руководства и активистов земледельческих коммун. В феврале 1928 года Хе-Халуц в СССР был запрещен, коммуны стали преобразовываться в колхозы. Одновременно с основанием халуцианских коммун, переселенцы-энтузиасты начали спонтанное строительство новых еврейских поселений с целью заняться там сельским хозяйством.

Несмотря на большие трудности и отсутствие какой-либо помощи, энтузиасты устроились в старых колониях и построили десятки новых поселений, создав важный прецедент для будущей уже советской колонизации.

Успех еврейских колоний и инициативы евреев по поселению на землю (до начала организованной поддержки властями к земледелию перешло 45 тысяч евреев), катастрофическое положение евреев в западных губерниях, стремление снизить социальную напряженность и привлечь еврейские массы на свою сторону подтолкнули советское руководство к созданию плана превращения еврейских «нетрудовых элементов» в крестьян. В то время это был практически единственный способ вовлечь евреев западных губерний в производственную сферу. Основными задачами плана были:

а) расширение старых еврейских земледельческих колоний Екатеринославской и Херсонской губерний;

б) создание новых еврейских сельскохозяйственных поселений на пустующих землях;

в) создание поселенческих районов с компактным еврейским крестьянским населением на Юге Украины и Северном Крыму на базе старых и новых еврейских сельскохозяйственных поселений;

г) переселение евреев в новые районы;

д) организация сельскохозяйственных коллективов (сначала коммун, товариществ по совместной обработке земли и артелей, затем колхозов).

Реализация плана с использованием зарубежных средств позволяла освоить целинные земли, создать сельскохозяйственную инфраструктуру и заложить основы коллективизации, так как практически все переселенцы объединялись в сельскохозяйственные коллективы.

С самого начала советское правительство поставило перед собой грандиозную задачу: переселить «на землю» за десять лет полмиллиона евреев. При благоприятных результатах переселения предполагалось создание еврейской автономной области или даже республики на территории Северного Крыма и Южной Украины. Для реализации планов еврейской аграрной колонизации в августе 1924 года, при Президиуме Совета национальностей ВЦИК (высший орган государственной власти) был создан Комитет землеустройства евреев-трудящихся (КомЗЕТ). А в январе 1925 года образовалось формально общественное Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ).

План был поддержан и существенной частью мировой еврейской общественности. В июле 1924 года для содействия в организации еврейских сельскохозяйственных колоний в Советском Союзе Джойнтом была создана специальная организация Агро-Джойнт во главе с Д. Розеном со штаб-квартирой в Москве. В Харькове, Одессе, Киеве, Кривом Роге и Симферополе открылись отделения Агро-Джойнта.

В 1927 году в Украине насчитывалось уже 48 новых поселений с населением примерно в 35 тысяч человек, занимавших 100 тысяч га земли. Быстро росли старые еврейские колонии.

К 1931 году в Украине было создано 107 еврейских сельсоветов. В 1927 году был образован первый в Советском Союзе еврейский национальный район - Калининдорфский. Центром района стала колония Большая Сейдеменуха, переименованная в Калининдорф. В район входили 39 еврейских и 8 нееврейских поселений, из которых самыми крупными были старые колонии Херсонской губернии.

В 1929 году был образован Новозлатопольский еврейский национальный район, объединивший 12 старых колоний Екатеринославской губернии и 25 переселенческих поселков.

В 1930 году на основе прежних еврейских сельскохозяйственных колоний (Излучистая, Нововитебск, Новожитомир, Новоковно, Новоподольск, Каменка) бывшего Криворожского округа был образован Излучистский еврейский национальный район, в том же году переименованный в Сталиндорфский. В 1931 году райцентр был перенесен из Излучистой в новый переселенческий поселок Чемеринск, ставший Сталиндорфом. Новый район, занимавший площадь в 99 232 гектара, был самым большим из еврейских национальных районов Украины.

К 1930 году евреи в этих районах составляли большинство, соответственно 86%, 70% и 73%.

Кроме районов в 1920-1930 годах на Криворожье создавались отдельные еврейские земледельческие поселения.

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1938 года был ликвидирован Центральный Совет КомЗЕТа. Сталинское руководство страны обвинило Агро-Джойнт в шпионской деятельности и запретило деятельность этой организации Постановлением Политбюро ВКП(б) от 4 мая 1938 г. Уже к середине 1930-х гг. ОЗЕТ, по существу, утратил все свои функции.

Самой трагической страницей в истории еврейских земледельческих колоний стала начавшаяся 22 июня 1941 года война нацистской Германии с Советским Союзом. Одной из главных задач вторгшихся в Советский Союз нацистов являлось тотальное физическое уничтожение советских евреев. С началом Великой Отечественной войны все военообязанное мужское население еврейских колоний было призвано в армию. Колонисты героически сражались на всех фронтах. Большая часть фронтовиков погибло в боях.

В августе-октябре 1941 года все еврейские районы, все старые и новые еврейские колонии Юга Украины и Крыма, расположенные вне еврейских районов, были оккупированы. После оккупации началось массовое открытое истребление еврейского населения. Основные исполнители приказов оккупационных властей об уничтожении евреев были местные полицейские подразделения, в короткие сроки созданные из местных жителей и отчасти военнопленных. Точных официальных данных о количестве погибших евреев нет. Часто на месте уничтожения еврейского населения какого-либо населенного пункта уничтожались не только местные евреи, но и евреи из ближайших населенных пунктов; не сумевшие уйти на восток и остановившиеся здесь евреи-беженцы из других областей страны; евреи, депортированные оккупантами из других мест, в частности из Бессарабии; цыгане; военнопленные, прежде всего евреи; партийные и советские работники и активисты. Расстрелянных погребали в могилах, заранее вырытых военнопленными или вырытых по принуждению самими жертвами, заброшенных степных колодцах, противотанковых рвах, естественных природных углублениях - оврагах и балках. После расстрела еврейского населения их имущество разграбливалось. Часть домов и дворовых построек разбирались на топливо, другие разрушались. В сохранившихся домах селились жители окрестных сел.

Сталиндорфский район Днепропетровской области был оккупирован 14-17 августа 1941 года Особенностью Холокоста в районе было то, что большую часть евреев района перед уничтожением оккупационные власти использовали на тяжелых работах. Для этой цели в ряде населенных пунктов были созданы гетто. После окончания уборки урожая все трудоспособные евреи ежедневно направлялись на строительство расположенного по соседству шоссе Кривой Рог - Днепропетровск. В середине апреля 1942 года трудоспособные мужчины, женщины и подростки были переведены из гетто в трудовые лагеря, где они продолжали работать на строительстве шоссе. В конце мая 1942 года, после посевных работ, обитатели гетто, в основном дети и старики, были расстреляны. После окончания строительства участка шоссе евреи-узники трудовых лагерей в декабре 1942 – январе 1943 годов были уничтожены. Всего в Сталиндорфском районе в период оккупации были расстреляны 3 911 евреев.

В сельской местности Днепропетровской области, кроме Сталиндорфского района, еврейские поселения также располагались в Криворожском, Покровском, Широковском (колония Ингулец и др.) и Чкаловском районах. За годы оккупации нацисты и их пособники уничтожили примерно 6800 евреев, проживавших в сельской местности Днепропетровской области, т.е. примерно 53% от численности еврейского сельского населения, зарегистрированной переписью 1939 года.

Освобождение еврейских колоний началось в сентябре 1943 года и завершилось в апреле 1944 года. Внешне в колониях мало что изменилось. Только в домах евреев-колонистов жили уже другие люди, а еврейское имущество разграбили соседи. Возрождение еврейских колоний власти не планировали.

(По материалам Якова Пассика, http://www.evkol.nm.ru/)

Цели и задачи деятельности музея

Цели:

популяризация информации о культуре и традициях еврейского народа среди широких слоев общества;

способствование распространению знаний по истории Холокоста.

Задачи:

сохранение памяти о национальной индивидуальности и традициях еврейского народа;

формирование в обществе атмосферы толерантности, межнационального и межрелигиозного согласия.

Актуальность музея:

Музей создан не только для евреев. В большей степени его экспозиции рассчитаны на восприятие не евреями еврейской национальной культуры посредством знакомства с раритетными экспонатами, отражающими быт и религию иудеев. Поэтому музей представляет интерес для представителей разных национальностей современной Украины – тех, кто любит и хочет знать историю родного края, кто хочет понять феномен еврейского народа.

Вместе с тем, в Украине еще случаются проявления антисемитизма и ксенофобии, в основе которых лежат стереотипы неприязни к евреям. Кроме того, выросло молодое поколение, которое не знающее о феномене многонациональности Криворожья, существовавшем на протяжении XVIII и до середины ХХ века. Поэтому так важна образовательная функция музея.

Музей отражает еврейскую жизнь во всех ее проявлениях (традиция, община, социальные институты, общественно-политическая сфера, пресса и культура). Экспозиции, рассказывающие об этом, размещены в одном зале, площадью 100 кв.м в здании криворожской синагоги Бейт Штерн Шульман.

Экспозиции музея

По проекту экспозиции музея разворачиваются слева направо.

Демонстрационное содержание экспозиций состоит из раритетных предметов иудаики, быта, книг, документов, предоставленных создателем музея Михаилом Илларионовичем Мармером.

Экспозиция № 1: «Время народа»

Экспонаты экспозиции вводят посетителя в повседневную жизнь евреев в конце ХІХ -начале ХХ века.

Экспозиция № 2: «Душа народа»

В экспозиции представлены раритетные предметы (конец ХV – начало ХХ века), рассказывающие о религиозной традиции еврейского народа.

Экспозиция № 3: «Горе народа»

Экспозиция знакомит зрителя с трагической стороной истории евреев – еврейскими погромами.

Экспозиция № 4: «Катастрофа»

Экспозиция состоит из пяти отдельных разделов:

  • накануне трагедии;
  • фабрики смерти;
  • гетто;
  • Холокост на Днепропетровщине;
  • еврейское Движение Сопротивления;
  • экспозиция памяти.

Экспозиция № 5 «Возрождение»

Экспозиция оптимизирует логическое содержание музея, рассказывая о поступательном развитии еврейской жизни в Украине.

Также в музее демонстрируется частная коллекция Ярослава Жилкина, президента историко-поисковой организации «Поиск – Днепр». Коллекция состоит из предметов и оружия времен Второй Мировой войны.